Когда художник пишет этюд или картину не в стенах своей мастерской, а под открытым небом, тогда говорят, что он работает на пленэре.
Слово это произошло от французского выражения «plein air», что значит «открытый воздух».
Пленэрная живопись — это живопись, созданная на природе, передающая ее красочное богатство, свет и воздух, царящие в ней. Но это не только пейзажи.
Это фигуры людей, дома, животные, изображенные в естественной воздушной среде.
Впервые понятие «пленэрная живопись» появилось в начале XIX века. И раньше художники писали пейзажи, но делали это преимущественно в мастерской.
Одним из первых стал работать на природе английский художник Д. Кон-стебль. Страстно влюбленный в красоту лугов, деревьев, неба, он писал их, передавая игру света и тени, пытаясь запечатлеть на полотне ощущение жизни природы. Глядя на его пейзажи, зритель точно знает, в ясный или пасмурный день работал художник, утром или вечером.
«То, что я пытаюсь передать в своих картинах, — это свет, роса, легкий ветерок, цветение, свежесть...» — писал Констебль.
В середине прошлого столетия во Франции группа художников поселилась в деревне Барбизон. По названию деревни художников называют барбизонцами.
Они писали с натуры, с любовью изображая обычные, скромные уголки родной земли.
Блестящих успехов в пленэрной живописи добились французские импрессионисты.
Эта группа молодых художников сделала для себя правилом работать не в мастерской, а под открытым небом. Нагруженных мольбертами и этюдниками, их можно было встретить повсюду: на улицах Парижа, на набережных Сены, на лесных тропинках и в лугах.
Называть импрессионистами этих художников стали после первой их выставки в Париже в 1874 году, где была показана картина Клода Моне «Impression», что значит «впечатление».
Импрессионисты по-новому подошли к изображению мира. Одной из главных задач для них стала передача трепетного света и воздуха. И фигуры людей на их
полотнах как бы по-гружены в восхитительно-цветную воздушную среду.
В русской живописи пленэр впервые появляется в пейзажах Сильвестра Щедрина и Александра Иванова в начале XIX века.
Взгляните на знаменитую «Ветку» А. Иванова. Художник изобразил всего лишь оливковую ветвь на фоне синего морского тумана. Но как ясно видна материальность дерева в неопределенной зыбкости воздуха. Сколько солнечных бликов и красивых оттенков не только на листьях, но и в прозрачной синеве воздуха. Пейзаж этот создает ощущение бездонного пространства, от которого у зрителя захватывает дух.