Get Adobe Flash player

акварельСлово «акварель» произошло от латинского «aqua»— вода. Акварель — это водяные краски. Акварелью называют и технику живописи, и отдельное произведение, выполненное акварельными красками. Основное качество акварели — прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Этим она отличается от масла, темперы, гуаши.

Акварель прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро облаков, игру водяных струй, нежность цветочных лепестков. Она вырабатывает зоркость глаза, уверенность и смелость руки, тонкое ощущение прекрасного.

Однако кажущаяся простота и легкость, с какой большие художники создают работы в этой технике, обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на бумагу краску — от широкой смелой заливки до точного завершающего мазка.

Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать особенности красок и возможности различных сортов бумаги, которая играет роль света и должна быть максимально белой.

Французский художник Э. Делакруа писал: «То, что дает тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги».

Свет, пронизывающий нанесенную на белую поверхность краску — даже в самых густых тенях, — создает блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи еще и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков.

Широки возможности акварели — ее краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряженны.

Акварель занимает в изобразительном искусстве особое место, потому что ею можно создавать и живописные и графические произведения — в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник. Она широко используется для иллюстрирования и украшения книги.

Вид ТриентаАкварель — очень древняя техника. Замечательные акварели создавал крупнейший художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Это были главным образом пейзажи, в которых он предвосхитил достижения акварелистов, живших несколькими столетиями позже. Акварели Дюрера поражают свежестью, чистотой, ясностью красок. Они удивительно современны. Таков воспроизводимый нами «Вид Триента».

Расцвет акварели в странах Европы приходится на XVIII век. Поскольку акварель незаменима в передаче стремительно меняющихся состояний природы, эффектов освещения, сильных и ярких впечатлений, неудивительно, что она привлекла к себе особое внимание живописцев-романтиков. Поэтому многие из них предпочли акварельную живопись масляной. Так произошло в Англии на рубеже XVIII и XIX веков, где достижения акварелистов повлияли и на пейзаж в масляной живописи.

В этой стране акварель, которая сначала играла служебную роль при подкраске гравюр и рисунков, быстро стала самостоятельным видом живописи.

Уильям Тернер

Самым знаменитым мастером акварели в Англии был Уильям Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы. Художник обычно работал на влажном листе бумаги, что позволяло одним мазкам переходить в другие тонкими переливами.

Тернер был выходцем из бедной семьи. Наблюдательный и впечатлительный мальчик рано начал рисовать. Он часами любовался Темзой, кораблями, окутанными загадочной туманной дымкой, игрой водяных бликов. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец выставил в окнах своей маленькой парикмахерской его акварели. Результат оказался неожидан-ным: работы имели большой успех, их стали охотно покупать...

Цветной туман, облака, морская пена в акварелях Тернера живут, дышат, полны движения и красоты. Он благоговел перед солнечным светом — недаром в его палитре преобладают желтые цвета.

Понятен интерес французских мастеров кон-ца XIX века к творчеству этого художника: ведь он предвосхитил их достижения в передаче движения, вибрации воздуха, игры красок под открытым небом. Они были поражены тем, как Тернеру удавалось передать белизну снега — не одними белилами, а бесконечными оттенками легких и чистых цветов.

В России в первой половине XIX века подлинный взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику: писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали.

Прозрачна, наполнена воздухом и светом его акварель «Внутренний вид храма Аполлона Эпикурейского». Красивы сочетания серебристых, розовых, голубых, синих оттенков — краски ветреного летнего дня, когда солнце на считанные минуты скрылось за пробегающим облаком. Художник нашел удачную точку зрения, позволяющую лучше всего судить об архитектуре храма и о пейзаже, который его окружает.

Посмотрите, как внимателен К. Брюллов к деталям, как тонко проработал лицо и всю фигуру в акварели «Капитан греческого судна». Но в то же время это совсем маленькое по размерам произведение очень цельно, законченно и произ-водит впечатление большой картины. Не верится, что на самом деле оно величиной со страницу из ученической тетради.

Выдающимся акварелистом был Александр Иванов. В его работах исключительно точный и уверенный рисунок гармонично сочетается с ясными, насыщенными красками. Естественны, жизненны, грациозны девушки в этюде А. Иванова к акварели «Октябрьский праздник. Танец «Воздыхание».

В середине XIX века многие русские художники обращаются к бытовому жанру, используя для этого и акварельную технику. Среди них ведущее место принадлежит П. Федотову, обладавшему исключительной остротой видения, способностью запоминать и воспроизводить быстро меняющуюся мимику лица, движения человека. Все творчество этого художника пронизано неизменным стремлением к правде.

П. Федотов поздно начал учиться рисовать — ему пришлось овладевать основами изобразительного искусства в таком возрасте, когда воспитанники Академии художеств уже завершали свое образование. Будущий художник посещал рисовальные классы академии, одновременно служа в полку, где частые маневры, походы и учения отвлекали от систематической работы, а командиры смотрели на занятия искусством как на пустую забаву.

П. Федотов внимательно изучает окружающую жизнь. «Я стою в карауле (что может быть неприятнее!) и стараюсь развлечься тем, что про-исходит вокруг меня интересного...» — рассказы-вал он. А в свободное время любил смешиваться с многоликой толпой, прислушиваться к ее говору, изучать повадки и обычаи крестьян, мелких купцов, ремесленников.

Прогулка ФедотовМы воспроизводим одну из ранних акварелей П. Федотова — «Прогулка». Она написана в 1837 году. Это семейный портрет: сдержанный суровый отец, чопорная сводная сестра Анна Ивановна и сам художник на фоне московской улицы. Посмотрите, как тщательно П. Федотов изображает лица, добиваясь точного портретного сходства, как любовно отрабатывает складки одежды, малейшие подробности, относящиеся к главным героям композиции. В то же время художник обобщенно показывает остальные фигуры, легкими мазками намечает постройки, задний план, небо. В этой акварели П. Федотова, как и в большинстве других, в равной степени соединяются два начала: графическое и живописное.

Прекрасные акварели создавали И. Крамской, Н. Ярошенко, В. Поленов, В. Серов, В. Савинский.

Великолепно владел акварелью И. Репин. Он писал сочно, смело, красочно. Мы воспроизводим принадлежащий его кисти портрет Е. В. Лавровой.

В работе преобладают два цвета. Но сколь-ко оттенков, тонких нюансов! Полон жизни облик молодой женщины, слегка склонившей голову над книгой. Из окна льется на нее свет и тонет в глубине комнаты. Воздух словно дрожит, лаская мягкие черты лица.

Кажется, что Репин создал портрет в считанные минуты, передав всю непосредственность первого впечатления. В то же время это законченное и цельное произведение живописи.

Особое место в истории русской акварели занимают работы В. Сурикова. Его акварели многокрасочны, темпераментны по исполнению, жизнерадостны, полнозвучны. В них много поэзии, широты, размаха. Вот, например, пейзаж «Енисей», переливающийся серебристо-перламутровы-ми тонами. Эта акварель монументальна и эпич-на. На небольшом листе бумаги художник сумел показать необъятность родной земли, ее красоту и величие.

Суриковские акварели обусловили расцвет этого вида живописи в искусстве многих художников следующих поколений.

Очень характерны акварели М. Врубеля. Они восхищают филигранной техникой, обилием тончайших цветовых и тоновых переходов, россыпями бликов, движением. Даже самые незначительные предметы, изображенные художником, наполняются смыслом и очарованием — цветы, раковины, камни, волны...

Для достижения такого совершенства одного таланта мало. М. Врубель был великим тружеником. Вот что он писал сестре в годы учебы в Академии художеств: «Я прильнул, если так можно выразиться, к работе; переделываю по десятку раз одно и то же место, и вот с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который привел меня в восторг... Я счастлив, что переживаю момент сильного шага вперед...»